М.Булгаков "Кабала святош"  

4 июля 2001 года
МХАТ им.Чехова
Режиссер А.Шапиро


«Кабала святош»... Признаюсь честно, что сама пьеса, режиссер Шапиро и, собственно, МХАТ мне были абсолютно безразличны. На подвиги потянуло исключительно ради актеров: Табаков, О.Яковлева, Ильин, Колесников, Смоляков, Плотников, Семчев, Верник. В принципе, для того, чтобы я рванула в Камергерский, достаточно было одной Яковлевой. Однако остальной состав (достаточно разноплановый, не правда ли?) оказался ничуть не хуже, и, в конечном итоге, не менее интересен.

Первое действие поначалу впечатлило. Красивая сценография (одна из лучших, которые я видела в этом сезоне), костюмы, всё смотрится достойно, на уровне. Музончик такой веселенький. И действие вроде пошло хорошо, живенько, но как-то незатейливо, по-простому. В первом антракте я подумала, что спектакль очень даже ничего. Но случайно услышала разговор двух театралок: «Табаков разучился играть! Он вообще ничего не играет... Или бережет себя для премьеры?.. На сцене ничего не происходит... Длинные паузы... Сцена пустая... Действие то и дело провисает... Там, где должен быть юмор, его нет...» Я поставила себя на место этой женщины и вдруг поняла, что отчасти она права. Особенно касаемо Табакова.

Второе действие короткое. От силы минут 40. А показалось, что минут 15. Антракт можно было вообще не делать, а сразу давать третье.

В третьем действии Олег Палыч, наконец-то, немного разыгрался, и говорить стал погромче. Там у него большая сцена, монолог. Очень понравился финал – эффектно, логично, трагично и в то же время торжественно.

Теперь об актерах. Пожалуй, это самое интересное, что было в спектакле, как ни странно это звучит. Я бы сказала, что спектакль играл роль фона для маленьких сольных выступлений отдельных артистов. Яркими вкраплениями запомнились все, кто играл более-менее значимые роли. При большом количестве действующих лиц такое бывает крайне редко.

Табаков. На самом деле, в 1-ом действии был никакой. Говорил еле слышно и почти ничего не сыграл. Про остальное я сказала выше. Скорее всего, я просто чего-то не поняла. Может, так и надо было? Может, Олег Палыч играл не Мольера – гениального драматурга и актера, а Мольера – обыкновенного человека с земными проблемами. Не знаю...

Яковлева. Если честно, дикого восторга не было. Как, например, в «Любовных письмах». Но это еще не значит, что она сыграла плохо. Как написано в заметке о первом показе «Кабалы святош», «всегда актриса Яковлева». Сказано очень точно. Роль у нее маленькая, всего 3 сцены – две в 1-ом действии, одна во 2-ом. Для ТАКОЙ актрисы мелковато, конечно, однако драматизма в этих 3-х сценах хватит на целый трехчасовой спектакль. Сначала показалось, что Ольга Михална начала играть Жозефину (см. «Наполеон Первый») – появились знакомые интонации, потом на секунду мелькнула Мелисса (см. «Любовные письма»). Но, в конце концов, победила совершенно незнакомая мне доселе Мадлена Бежар! Я очень рада, что у нее появилась новая работа, что она не отказывается от маленьких ролей (хотя говорят, что маленьких ролей не бывает). Повторюсь, что такая АКТРИСА, как Яковлева, должна играть, и чем больше, тем лучше.

Ильин. Людовик у него получился довольно своеобразный, необычный, я бы даже сказала, оригинальный. Наверное, в силу его возраста. А вообще всё было очень хорошо. Мне понравилось. Я думаю, его уже можно поздравлять с успешным дебютом на мхатовских подмостках.

Колесников (актер труппы Мольера). Роль очень незатейливая и сугубо положительная, но почему-то запомнилась. Остались очень хорошие впечатления.

Смоляков блеснул! Дуэлянт и задира - яркое (в прямом и переносном смысле) пятно спектакля. Прекрасная работа.

Плотников. Одна из ключевых ролей – архиепископ Парижа, глава Кабалы. Тоже запоминается, потому что всё хорошо.

Семчев (слуга Мольера). В 1-ом действии – нечто мало вразумительное, подстать Табакову. А к концу разыгрался, полностью вошел в свой образ, начал хохмить. В общем, так оно и должно было быть.

Верник (маркиз, игрок). Роль минут на 10, но он, по-моему, вложил в нее все, что мог. Мне понравилось.

Кашпур (королевский шут). Тоже запоминается. В принципе, ничего особенного. Просто хорошая добротная работа.

Еще хотелось бы выделить молодых актеров Никиту Зверева (Муаррон) и Дарью Калмыкову (Арманда Бежар). Для начинающих очень даже неплохо. Сыграно все, что надо, и на хорошем уровне.

Итого: в общем и целом спектакль хороший, во всех смыслах хорошо оформленный. Немного обкатается, будет, наверное, еще лучше. Но главная его удача, на мой взгляд, заключается в хороших актерских работах.


На главную страницу
Выбрать другой спектакль



Hosted by uCoz