Парень с гитарой пел о кактусе, который обязательно зацветет, если только будет солнце.
Золотоволосая девчонка, признанная студенческая красавица, лихо танцевала, высмеивая допотопные "лекции о любви и дружбе".
Немолодой председатель жюри студенческого конкурса красоты тихо говорил о том, что найти прекрасное воистину прекрасно, и о том, что в жизни его надо уметь замечать.
А потом были овации.
Так в конце сезона 1967 года в Московском театре оперетты состоялась премьера "Конкурса красоты" композитора А.Долуханяна и поэта Н.Доризо. Это был спектакль, полный раздумий о красоте духовной и о внешней красивости, спектакль о молодости, дружбе, любви. Спектакль яркий, необычный, студенческий. Студенческий не только по теме, но и по возрасту исполнителей, большинство из которых только что пришло в Московский театр оперетты с институтской скамьи.
Роль Светы Черновой - одну из главных - играла выпускница Гнесинского училища Светлана Варгузова. Играла самоуверенную, элегантную красавицу, которая была избалована вниманием и открыто полагала, что красота ценнее, чем знания и диплом. В исполнительнице роли Светланы привлекали ее необыкновенно чистый, полетный, как говорят певцы, голос, звеневший над залом, словно серебряный колокольчик, прекрасная выразительная пластика, несомненное дарование драматической актрисы.
Сегодня имя Светланы Варгузовой известно всем любителям "легкого жанра". Спектакли Московского театра оперетты, записи на радио и телевидении, пластинки, в числе которых диск, вышедший в серии "Мастера театра оперетты", представляют актрису достаточно емко.
Музыка звучала в жизни Светланы Варгузовой с детства. Сколько она себя помнит - она всегда пела. Сначала робко, на школьной сцене, потом в детском хоре Центрального клуба железнодорожников. В 1963 году Варгузова поступила в Музыкальное училище имени Гнесиных на вокальное отделение. Но ее уговорили перейти на отделение музыкальной комедии. И она не жалеет, что стала работать в этом солнечном, жизнерадостном, поэтическом жанре. А театр приобрел еще один трепетный талант.
Когда Светлана Варгузова сыграла роль скромной московской девчонки, ставшей знаменитой кинозвездой, в оперетте А.Эшпая "Нет меня счастливее", невольно подумалось: не о ней ли самой этот спектакль? Вот ее героиня восторженно, и все-таки еще не до конца поверив своему счастью, смотрит на обложки журналов со своими фотографиями. Журналов много, они рассыпаются по полу, как желтые листья. И девчонка кружится в ликующем вальсе.
Первые героини Варгузовой были наполнены тем ощущением счастья, что дает только безоглядная юность. Они входили в мир весело и беззаботно. А мир был полон чудес, красок, мелодий. И где-то рядом в этом мире ждала любовь - единственная, неповторимая. Музыка, пение, танец - героини Светланы Варгузовой с упоением живут в этом мире.
Ее Николетта из оперетты Ю.Милютина "Тихое семейство" напоминала никогда не унывающего французского гамена. Она не могла ни секунды посидеть спокойно: то влетала в мансарду к дяде, то умоляла о чем-то отца, то тормошила мать и тетку. В ее голове бродили тысячи разных планов, и на их осуществление она могла сорваться и лететь сломя голову. Выслушав любовное признание студента Эрнеста, была готова ходить колесом, в восторге танцевала что-то невообразимое. Танец становился для Варгузовой главным средством создания характера Николетты, "чертенка в брюках", как прозвали ее родственники. Поток непоседливых, разноритмичных мелодий бродил в душе Николетты. Варгузова пела их свободно, радостно. Это счастливое опьянение жизнью, когда тебя впервые принимают за взрослую, за равную, приводило Николетту-Варгузову в невероятный восторг. И хотя слушала она вполне серьезно признания Эрнеста или философские высказывания дяди, нет-нет, да и мелькал из-под упрямой челки то удивленный, то чуть недоверчивый взгляд: неужели это все мне? Неужели взаправду? Неужели я - взрослая?!
Варгузова всегда с удовольствием играет роли мечтательниц и фантазерок. Такой увидела она свою героиню из другой оперетты Ю.Милютина "Девичий переполох". Ее Марфинька старалась плавно выступать по сцене, как и полагается воеводской дочке семнадцатого столетия. И говорила мягко, и мелодии ее песен были напевны. Одним словом - тихоня. Но вот, не удержавшись, озорно взглянула Марфа на грозного батюшку-воеводу, вызывающе закинула за спину длинную русую косу, - и всем уже ясно: в Марфиньке живет та вольная сила, что не принимает скучного течения обычной, размеренной, сонной жизни. Трудней всего Марфиньке-Варгузовой вести себя, как надобно воеводской дочке, сидеть смиренно в родительском доме. Но уж как придет ее час, как вырвется она из терема, тут она себя покажет и в звонкой песне, и в лихой пляске - ни одному скомороху не угнаться!
В этом озорном спектакле все было полно лубочной яркости, скоморошьей игры. Все было громко, весело, и все - невсерьез: и приезд боярина, и выбор невест, и ночные погони. Всерьез для Варгузовой была только любовь, которую ее Марфинька отстаивала самоотверженно и беззаветно.
Лучшая роль Варгузовой - Виолетта из "Фиалки Монмартра" И.Кальмана - не была сразу и безоговорочно принята зрителями. Как и в случае с "Конкурсом красоты", Московскому театру оперетты пришлось отстаивать свою точку зрения на оперетту Кальмана, на новое прочтение ее. Согласно традиции от постановки к постановке исполнительницы, создавая роль Фиалки Монмартра, делали акцент на ее хрупкой женственности, скромности, трогательной беззащитности. Варгузова сыграла Виолетту иначе. Ее героиня появлялась в невзрачном сером платьице, в стоптанных башмаках. Она была смешна и мила, скованна и угловата, эта полуребенок-полудевушка. Для троих неунывающих друзей она становилась добрым товарищем, ласковой младшей сестренкой. И они заботились о ней, защищали как могли: укрывали своими одеялами в холодные ночи, утешали, когда хозяин прогонял их с квартиры. Для актрисы такая трактовка образа опиралась на музыкально-драматургический замысел Кальмана, объединившего Виолетту и ее друзей единой темой - темой дружбы, юности, вдохновения. Мелодия этой темы победно звучит в квартете Виолетты и ее друзей во втором акте.
Тонко передавала Варгузова первое трепетное чувство своей героини. Вот хозяин выгнал друзей из дома. Встревоженные, озабоченные, они еще пытаются шутить, выдумывают какие-то каламбуры. Сидя на скамейке, кладут руки на плечи друг друга в знак дружбы и неразлучности. И на плечо Виолетты ложится рука Рауля. Вспыхнув, в мгновенном замешательстве Виолетта вскакивает и садится между Анри и Марселем.
Талант исполнительницы позволил постановщику Г.Ансимову восстановить купюру, узаконенную почти во всех других обращениях к "Фиалке", - это повторение "Карамболины".
Только что кончила свою ослепительную "Карамболину" красавица Нинон. Очарованный Рауль, забыв обо всем на свете, приглашает ее на вальс. Потрясенная Виолетта решается на отчаянный шаг. Вскочив на подмостки, она повторяет "Карамболину". Танец Виолетты-Варгузовой выглядит неумелым и по-детски неуклюжим. А в песне сквозит боль и детская незащищенность. И вся фигурка Виолетты в неизменном сером платьице кажется такой нелепой, грустной среди кричащего многоцветья праздника.
Газета "Советская культура", рассказывая о поездке Московского театра оперетты в Чехословакию в 1972 году, писала о том, что молодая актриса "буквально покорила зал в спектакле "Фиалка Монмартра" не только вокальным исполнением партии Виолетты, но и выдающимся драматическим талантом".
Мчались поезда, мерцая в ночи, шуршал прибой, обтачивая гальку, и оживала звонкая песня прозрачных ручьев Янтарного берега. В песнях Тийю Каалеп - героини оперетты эстонских композиторов Р.Вальгре и Ю.Раудмяэ "Легенда в музыке" - тихой сказкой возникал древний Таллин, и сама Тийю была похожа на янтарь, лучившийся ровным теплым светом. Тийю Варгузовой, так же, как и Виолетта в "Фиалке", была доверчива и добра. Недаром к этой девчонке тянулись друзья, недаром ей дарили песни.
Кульминацией роли Тийю становится для Варгузовой день рождения героини, на который неожиданно приходит композитор Энн, когда-то даривший ей свои песни. Теперь это опустившийся человек, потерявший веру и в жизнь, и в свою музыку. Тийю понимает, что только музыка может возвратить ему силы, и поет Энну его же песни. Те, которые он отдал когда-то ей.
Она поет осторожно, поминутно заглядывая в глаза Энна, боясь разрушить тонкую нить доверия, что появилась меж ними. Она поет о городе, возникающем из дождя, о заветной Синей птице, о старых сказках, о далекой мечте. Она рассказывает о детстве и пытается заставить Энна вспомнить то светлое, доброе, чему учила его мать. И когда Тийю видит, что воспоминания пришли, а Энн отвернулся от них, она внезапно опускается на колени, чтобы увидеть его глаза, понять - что в них: пустота или отчаяние? Безверие или горе? Энн для Тийю Варгузовой в эти минуты человек, которому нужно возвратить веру в жизнь, в добро, в музыку.
Поэтическое мировосприятие стало ключом и к образам, которые певица создала в венской и неовенской классической оперетте. Варгузова сыграла остроумную, лукавую горничную Адель, с блеском исполнив труднейшую вокальную партию в штраусовской "Летучей мыши", где вся музыка - словно шампанское - пенится от избытка ликующей радости.
Оперетты, написанные советскими композиторами, не раз предоставляли Варгузовой возможность создать сложные, интересные, многогранные характеры: бесстрашную Симону в оперетте В.Мурадели "Москва-Париж-Москва", мечтательную, задумчивую Наташу ("В ритме сердца" А.Петрова), умную, самостоятельную Надю Коврову ("Весна в Москве" Н.Богословского). Ее Стелла из оперетты И.Дунаевского "Вольный ветер", порывистая и романтическая, жила по законам правды и бескомпромиссности. Это была девушка сильного характера, как и полагается настоящей дочери моря. Особенно запоминался финал второго действия, где Варгузова нашла убедительные и точные детали для раскрытия душевных переживаний своей героини.
Глубокое проникновение в самую суть характера отличает и другую работу С.Варгузовой - роль Пановой из музыкального спектакля "Товарищ Любовь", созданного по мотивам пьесы К.Тренева (музыка В.Ильина, режиссер Ю.Петров).
Варгузова играет красивую, одинокую женщину, умную и циничную. Панова ненавидит большевиков, презирает народ, сочувствует и помогает белым. Да, Панова - враг. Но характеристика, данная ей Варгузовой, далеко не однозначна. Дело в том, что в оперетте Павла Петровна по-женски симпатизирует Кошкину. Варгузова остро и неожиданно подчеркивает это отношение. И вторая неожиданность: Панова Варгузовой любит Россию. Но в итоге, любя, предает ее, уезжает в эмиграцию, понимая, что зачахнет от тоски, от ностальгии. И не все ли равно, где это будет? В Кабуле или Париже? Русского снега не будет нигде. Исподволь, ненавязчиво приводит актриса Панову к страшному осознанию никчемности своей судьбы, ненужности своей жизни.
Прошло чуть больше десяти лет, как Светлана Варгузова вышла на сцену Московского театра оперетты. Сыграно около тридцати ролей. Работает актриса упорно, внимательно и... весело. Очень любит петь. В мелодиях нежных и прекрасных не только оживают ее героини, но живет и она сама, актриса советской оперетты, заслуженная артистка РСФСР Светлана Варгузова.
(Журнал "Театральная жизнь" 24''1978)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|