Со Светланой Варгузовой беседует Наталья Меньшикова.
Рождение мастера - слияние личности, таланта, нескончаемого труда и поиска. Каждое его новое творение соткано из тончайших, невидимых нитей, соединяющих человека с человеком, миром, вселенной. Человек творчеством наполняет смысл своего существования, осознавая свой дар, становясь мастером, создавая совершенное, открывает его миру.
Светлана Павловна Варгузова доверилась своему таланту и посвятила ему свою жизнь. Ее сопрано звучит на многих сценах мира уже много лет. Петь начала в детском саду, потом школьный хор, потом ансамбль Исаака Дунаевского. Поступление в музыкальное училище им. Гнесиных после школы не было неожиданным, скорее – само собой разумеющимся.
Светлана поступала на вокальное отделение как вокалистка, на второй год после ее поступления открылся факультет музыкальной комедии, и заведующая кафедрой уговорила ее туда перевестись. Кроме вокала здесь преподавали актерское мастерство, танец и много других интересных предметов. В общем, на этом факультете появилась возможность раскрыть многие таланты.
В творчестве все случайности закономерны. Видимо не могло сложиться иначе. Удивительное совпадение – в годы студенчества Светланы Павловны оперетта становится популярной, Светлана попадает к прекрасному педагогу Вере Григорьевне Панибратцевой. Все это дало прекрасные всходы: Светлана полюбила оперетту.
Как будто сама судьба привела Светлану за руку в Московский театр оперетты. Народный артист Советского Союза Георгий Павлович Ансимов накануне преддипломной работы прослушал несколько человек, двоих оставил. Одной из счастливиц была Светлана Варгузова. Отсюда Светлана, будущая Народная артистка сделала первый шаг в большой и таинственный мир искусства. Со сцены Московского театра оперетты началось ее движение и успех.
- Светлана Павловна, расскажите, пожалуйста, о своей первой роли.
- Готовился спектакль "Конкурс красоты", там не было исполнительницы главной роли. Были две артистки, но режиссер не решался остановить на них свой выбор. И предложил мне показать фрагмент - это была каскадная танцевальная роль (вообще-то меня в театр взяли как танцующую актрису). Я станцевала перед репетицией этот "кусок", после чего режиссер назначил меня на главную роль - роль Светы. Спектакль появился тогда, когда студенты открыли для себя игру КВН. Соответственно, спектакль о студентах, о двух институтских командах КВН, капитанами которых были девушки. Одна из них – Света - отрицательная героиня, другая – положительная, эту роль исполняла Татьяна Шмыга. Моя героиня считала, что самое главное – красота (может быть, в контексте сегодняшнего дня она была права). А положительная была олицетворением полного содержания. Конечно, не обошлось без любовного треугольника и смятения, но победила любовь.
Это был спектакль высокого уровня. Авторы пьесы в стихах и музыки - Доризо, Долуханян. В спектакле были красивые, эффектные номера танцевальные и певческие.
- В театре есть педагог?
- Раньше был консультант-педагог. Я, уже играя репертуар в театре, консультировалась с профессором - Верой Борисовной Белявской. Она прекрасный педагог, очень внимательный... Выпустила многих хороших певцов, Тамара Синявская у нее училась.
- Даже когда достигаешь мастерства, все равно учишься...
- Всю жизнь учишься, это точно.
- Сейчас у Вас есть свои ученики?
- Да, я преподаю в Российской академии театрального искусства, на факультете артистов музыкального театра на вокальной кафедре в звании профессор. Преподаю вокал. У меня три выпуска...
- Что сложнее, преподавать или учиться?
- Преподавать трудно, это другая профессия – параллельная, может быть. Т.е. я передаю то, чем владею сама. Начав преподавать, даже сама к своему творчеству по-другому стала относиться: более требовательно. Когда пытаешься объяснить ученику, как нужно то или иное делать, то пропускаешь это через себя, раз пропускаешь через себя, то и себя корректируешь. Можно сказать, сейчас владею этим. А сколько отпущено от Бога голоса, ему и решать. Голос дается Богом – это природа. Сделать его профессиональным – это мастерство и талант. Передача опыта, передача мастерства по-разному складывается, в зависимости от возможностей, индивидуальности студента. Если студенты интересны, и я нахожу с ними контакт, мне интересно. Преподавать пение - это тоже творчество и труд нелегкий, легче самой спеть. Я это чувствую, а передать, показать КАК - сложнее. Но учусь, есть успехи у меня и на этом поприще.
- Выпускниками уже гордитесь?
- Есть талантливые студенты, имеющие успех на сцене. Трое работают в театре Московская оперетта. Еще одна моя выпускница работает в детском оперном театре Натальи Сац.
- Репертуар определяете Вы, или ученик предлагает свой?
- По-разному: бывает, я предлагаю, бывает - студент, концертмейстер мне помогает в этом плане. Но есть определенная учебная программа, которой тоже надо придерживаться. Репертуар, конечно, многожанровый: и романс, и народная песня, и арии из опер, и камерный репертуар. Все зависит от материала, которым владеет студент. Все индивидуально.
- Вы работаете в других жанрах?
- Я пою романсы в концертах, были мои творческие вечера, где я пела и оперу... Приглашали меня в оперный театр им. Станиславского, но все же я решила остаться в оперетте. Я уже была в репертуаре, исполняла главные партии. А с оперой... Не сложилось, наверное. Не хотела.
- Оперетта сейчас не в лучшем состоянии?
- В оперетте меняется, конечно, что-то, безусловно. Сейчас не так тщательно идет работа, мне кажется, больше выпускают "полуфабрикатов", и критерий подвинулся в исполнительском мастерстве. Я думаю, это все временно, пока нет художественного руководства. Эта тенденция отражается во всем, даже в оперетте. Сейчас чаще так выглядит: исполнение немножко хуже, неважно, прошло и ладно. Сейчас уровень исполнительский очень занижен. Нет тщательности в работе, мне даже жалко молодых артистов, которые приходят. Они не знают, не ощущают этого недостатка. Им кажется, что так и надо. Я чувствую, надо бы тщательней. Надо бы работать более профессионально, более вдумчиво, с какой-то отдачей, но сейчас все как-то поверхностно. В оперетте, как ни в каком другом жанре, мне кажется, нужно делать все на очень высоком уровне, иначе она скатывается в дешевизну.
Сейчас трудно об этом говорить, шоу-бизнес забивает все. Приучить публику можно к любой бездарности, говорить об этом нет смысла. Анализ остается на уровне "нравится - не нравится". Нравиться может и кислая капуста... не объективно. Но критерии какие-то должны быть. Конечно, зрителей и поклонников можно и обмануть, но лучше формировать хороший вкус. Американцы приезжали с мюзиклами: там работают профессионалы. У нас здесь я пока не видела профессионалов, за редким исключением, кое-где проблескивают какие-то моменты.
- У Вас не возникает опасения, что оперетта трансформируется или исчезнет как жанр?
- Оперетта не исчезает. Правда, сейчас не пишут современных оперетт. Есть мюзиклы, которые заимствуют, но лучше бы все-таки своих авторов привлекать. Хотя молодежи много талантливой, но, к сожалению, ее не готовят, как готовили нас. Пока мало с кем можно работать.
- Откуда чаще приходят в театр оперетты?
- Приходят отовсюду.
- Где-то целенаправленно готовят для работы в этом театре?
- Готовят уже в музыкальном театре. Они работают везде... и песни поют. Где больше платят, туда и идут. И исполнители мюзикла работают у нас в театре... Сначала проходят кастинг. Такое странное слово, что в нем нашли? Есть совершенно нормальное русское слово...
Я понимаю, что должны быть молодые. Но подбирать нужно талантливых, но особо талантливых исполнителей пока не видела. Молодость – это не индульгенция. Если ты молода – должна втройне выполнить профессиональные задачи. Может быть хорошее решение, хорошие костюмы, но как исполнители они с точки зрения профессиональной не устраивают. Скорее напоминает самодеятельность.
- Что Вы называете мастерством в Вашей профессии?
- Мастерство, мне кажется, умение владеть своей профессией. Поскольку моя профессия относится к искусству, то, прежде всего, обязательно должен быть талант, вдохновение, а еще удача и случай. Много можно вложить в слово мастерство. В другой профессии многое зависит от труда (хотя пение - это тоже тяжелый труд). Если предположим, он мастер резьбы по дереву, он не ловит случай: он совершенствуется, оттачивает свое умение и становится мастером. А актерская профессия очень зависимая, поэтому, если случай не подвернулся, значит, роль пролетела мимо. Если подвернулся случай, повезло, дали роль, а мастерство – это мастерски исполненная работа. Знаете, мне не нравится, когда говорят "мастер" про актрису, про певицу. Да, стать мастером это почетно и достойно, но в театре просто мастер – это мало. Тут больше зависишь от таланта, вдохновения. На сцене быть просто мастером нельзя, должно что-то еще присутствовать, что-то такое... божественное. Конечно, без мастерства не обойтись, потому что это основа не только театрального умения, но и все-таки это не основное. Здесь бывает так, что человек, уровень которого далек от мастерства, может такое впечатление произвести, что скажет о его таланте. Т.е., от чего-то сиюминутного, невидимого нам. Театр – это особенное состояние то, что не фиксируется, что происходит здесь и сейчас. Спектакль прошел, и его увидели только те зрители, которые были на спектакле. И осталось только это впечатление.
- Когда Вы работаете над образом, может ли что-то измениться в нем во время спектакля?
- В этом случае как раз речь идет о мастерстве, когда нужно уметь придерживаться того, к чему ты стремишься, чего добиваешься. Я не могу придумать образ отдельно от спектакля. Решение образов и всего спектакля выстраивается во время репетиций. Здесь все определенно. В этом мастерство и заключается, чтобы следовать тому образу, который намечен. Прибавить к задуманному можно, но в том направлении, в котором нужно. Если артист во время спектакля изменил образ до неузнаваемости, значит он не мастер. Талантливый исполнитель может дополнить чем-то интересным, чтобы более ярким получился какой-то фрагмент. Если что-то новое, но незначительное появилось вовремя и удачно, но исполнитель не "ушел" от ранее задуманного образа, это скажет о его мастерстве и таланте. Но в основе должно быть то, что задумал режиссер. И надо просто блестяще исполнять вокальную партию именно с тем подтекстом, в том решении, к которому привел режиссер. У каждого есть свое решение образа, характера, поведения, вокальная партия написана с вокальной строчкой, музыкой, которая определяет характер этого героя. Другое дело, какими красками пользоваться: каждый артист может сделать это своими средствами, добавить какие-то свои ощущения. Своей индивидуальностью, пластикой, выражением глаз может наполнить этот образ. Я думаю так, чем больше красок, тем талантливее артист. Их нельзя сосчитать, они разные. Даже когда человек один работает на сцене в разных ролях, он все равно присутствует как актер. У него заданность такая: цвет глаз, руки, голос, темперамент. Это все индивидуально – это плоть человеческая. Краски артиста - то, что дал Бог. Артисты краски называют штампом. Кто-то сказал: чем больше штампов, тем талантливее артист: у плохого артиста – три штампа, у хорошего – пятнадцать, у талантливого – сто. Много чего артисту дано, но надо уметь владеть этим. Но главное - зритель должен видеть результат. И если ему это нравится, это заразительно, прекрасно исполнено, он получает от этого удовольствие, это уже и мастерство, и талант, и труд артиста и режиссера.
- Случаются ли совместные находки режиссера и актеров во время работы над спектаклем?
- Может быть, артист убедит режиссера или сам делает ход интересный, он может заразить режиссера, даже в другую сторону его перевести, найти какой-то ход - это уже творческий процесс, который решается во время репетиций. Но все же, артист – инструмент в руках режиссера, если говорить о спектакле. Иными словами, в театре спектакль делает режиссер, и он приводит к общему знаменателю всех исполнителей разных ролей. Режиссер строит спектакль, а я выполняю канву, которую он мне дает. Другое дело, я могу ее наполнить и интересный ход предложить. Это уже моя работа – наполнить этот образ темпераментом, своими акцентами, но выполнить ту задачу, которую мне поставил режиссер.
- Сами хотели бы сделать спектакль?
- Нет. Это другая профессия. Я настолько актриса и получаю от этого удовольствие. Я не выдумщик. В своей области могу фантазировать. А глобально – нет.
- К чему приводят равнозначные творческие союзы? К взаимному обогащению, творческому росту? Или, наоборот, к противостоянию?
- Если на сцене творческое соперничество - очень хорошо, это подъем. Чем больше талантливых артистов, тем лучше. Как говорила Раневская: "С талантливым артистом я талантливая, а бездарностью я бездарная". Это говорила великая актриса... Когда рядом талантливый артист, то проявляется и твой талант. Театр – искусство коллективное, чем талантливее коллектив, тем интересней работать. Другое дело, там много других подводных течений. Интриги и все такое – это уже не творчество, а организация. Если кто-то считает, что если рядом с ним посредственный артист, и на его фоне он заблещет, это уже от ущербности. Значит, он не имеет того дара, чтобы быть рядом с достойным партнером. Партнер - это не просто вышли и спели - это культура, взаимопонимание, умение не только слышать голос друг друга, но работать всеми фибрами, всеми нервами. Тогда получится не соперничество, а сильный творческий союз.
- Когда в Московскую оперетту приезжал Георг Отс, у Вас с ним сложились творческие отношения?
- К сожалению, спеть я с ним не успела, он был старше меня намного, но я пела в его театре. Он слышал меня, когда приезжал к нам на премьеру. Мы ставили спектакль эстонского композитора. Сказал, что мое исполнение ему очень понравилась. Это был спектакль эстонского композитора Раймонда Вальгре "Легенда в музыке". В основе тема военного времени, факты из его жизни, и я играла любимую этого композитора. Ставили спектакль здесь, постановочная группа была эстонская, потом мы ездили на гастроли с этим спектаклем в Таллин.
- Таллин тогда был советским, как он принимал?
- Где бы мы не гастролировали, везде принимали нас очень хорошо. Потому что оперетта любима, что бы там не говорили. Я не ощущала никогда холодного приема.
ВНИМАНИЕ! Продолжение читайте на следующей странице.
На главную страницу
Дальше >
Выбрать другую статью
|