Сегодня в Московском театре оперетты "Сильва". Не могу не воспользоваться случаем и не задать несколько вопросов народной артистке России Светлане Павловне ВАРГУЗОВОЙ, с которой мы сидим сегодня в одной гримуборной.
(Со Светланой Варгузовой беседует Жанна Жердер)
- Светлана Павловна, как обычно складывается Ваш день, когда вечером — спектакль?
- По-разному, конечно. Вообще, в день спектакля я люблю отдохнуть, но не всегда это удается. Вот, например, сегодня пришлось весь день ездить по разным делам.
- Значит, никакого особого режима Вы не придерживаетесь?
- Это зависит от самочувствия. Например, если я простужена, то стараюсь поберечься, перед спектаклем день-два помолчать. А потом, это зависит от того, какой спектакль.
- А какие спектакли требуют особой подготовки?
- Певческие: "Летучая мышь", "Марица", "Принцесса цирка"...
- Но ведь у Вас все спектакли певческие.
- Вообще-то да. Кроме сегодняшней "Сильвы", где я теперь играю Цецилию, maman Эдвина. Для меня это вокально легкий спектакль. А вообще перед любым спектаклем лучше отдохнуть. Нужно иметь запас сил, чтобы было что отдать в зрительный зал. А когда силы на пределе, то и отдавать нечего.
- А как Вы готовились к спектаклям, когда были начинающей актрисой? Волновались? Повторяли текст?
- Конечно. Я и сейчас, ложась спать накануне, долго не могу заснуть, "прокручивая" завтрашний спектакль, повторяя текст и мизансцены. Да и после спектакля, когда казалось бы пора отдохнуть, не сплю, вспоминаю, что получилось, что нет. Думаю, так происходит у всех актеров.
- А если с утра все летит кувырком, день не складывается, влияет ли это на вечерний спектакль?
- Спектакль — живой организм. В отличие от кино, он рождается сейчас, сию минуту, поэтому, конечно, многое зависит и от партнера, и от ситуации, и даже от зрителя. Зритель тоже влияет на качество спектакля.
- Бывало ли так, что какая-нибудь приятная неожиданность перед спектаклем, влияла на его ход?
- Конечно, вовремя сказанный комплимент, объяснение в любви... Актеров нужно хвалить, тогда у них крылья вырастают.
- Расскажите о спектакле, в котором будете играть сегодня.
- Мне нравится этот спектакль. Нравиться еще и тем, что я предстала здесь в новом качестве. Я сама мама, и мне легко играть эту роль. В этом спектакле у меня интересные музыкальные номера. В пьесе, написанной Инарой Гулиевой, очень точно выписаны житейские ситуации и характеры персонажей. Я играю этот спектакль с удовольствием.
- А что хотелось бы сыграть в будущем?
- Хотелось бы, да как-то все не получается, вернее ничего не делается для этого. Для меня очень важно, чтобы мой образ был выражен в вокальной партии, потому что, прежде всего, я певица. Мне нужно, чтобы характеристика образа была в музыке. Я сыграю любую роль, если мне будет интересен музыкальный материал. Если мне предлагают интересную роль, но у персонажа нет ни одной музыкальной фразы — я бессильна, мне там нечего делать.
- Кроме основной работы в театре, вы преподаете, Вам это помогает или мешает?
- Где-то мешает, все-таки это дополнительная нагрузка. Но и помогает. С возрастом становится труднее держать вокальную форму, это естественно. И в этом мне помогает преподавательская работа. Прежде чем рассказать ученику, что нужно делать, я анализирую: как я сама это делаю. Это мне очень помогает. Вообще, преподавание — интересный процесс.
- Некоторые Ваши ученицы уже стали солистками Московских театров: Людмила Бодрова поет в театре имени Натальи Ильиничны Сац, Василиса Николаева — в нашем театре. Вы довольны своими выпускниками?
- В принципе да. Мне вообще везет с учениками. Буквально на днях мой студент получил Гран-При на Международном конкурсе вокалистов в Праге. Другой мой выпускник учится в Школе оперного пения Галины Вишневской. Вот такие у меня ребята. Два баритона. У них есть главное — азарт и одержимость, а для певца это необходимые качества, конечно, при условии хороших вокальных данных.
— Вы, высокое сопрано ведете мужские голоса?
- Вокальная школа одинакова для всех голосов. Есть, конечно, свои приемы, но основы для всех одинаковы. Часто ловлю себя на том, что, слушая того или иного певца, я чувствую, как он формирует звук, как берет дыхание. Поэтому, занимаясь со студентами, вижу ошибки и понимаю, как их исправлять, на чем сосредоточить внимание.
- Видя своих учеников на сцене, вы пытаетесь как-то корректировать их?
- Когда человек уже выходит на сцену, добавляется волнение, добавляется определенный нерв. И если на сцене нарабатываются неправильные приемы, избавляться от них намного труднее. Я по себе знаю, как опасна невпетая или неправильно впетая партия.
- Чего бы Вы пожелали молодым артистам?
- Когда я пришла в театр, театр для нас, молодых солистов, был основной работой. Мы работали с утра до вечера. Репетировали, играли порой по 15 спектаклей в месяц, причем вокальных спектаклей. Конечно уставали, но... А сейчас мне иногда бывает жалко молодых артистов, они вынуждены зарабатывать деньги и поэтому размениваются на внетеатральную работу. А наша профессия требует сосредоточенности, хотя бы в начале пути. Как сказал Жванецкий: "Тщательнее, надо ребята, тщательнее...".
(Журнал "ОпереттаLand" №1 январь 2007 года)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|