От субретки до королевы  

В этот вечер в Московской оперетте должна была идти «Марица». Но вместо очаровательной кальмановской героини на сцене появились еще и Прекрасная Елена, Галатея, Пенелопа, Гортензия Шнайдер и Светлана Чернова — первые красавицы жанра... И во всех этих партиях блистала одна актриса - примадонна театра Светлана Варгузова, отметившая в начале нынешнего сезона свой юбилей. А первая встреча театра с Варгузовой состоялась почти сорок лет назад, когда в сезон 1966/67 года в труппе Московской оперетты, возглавляемой Георгием Павловичем Ансимовым, появилась небольшая группа молодых выпускников Гнесинского училища, способные веселые ребята с хорошим, как тогда говорили, «комплексом внешних и вокальных данных». Но им все равно пришлось пройти весь обычный для новичков путь - участие в массовках, в шумах за сценой, в мимических ролях, в общих танцах... Постепенно им стали доверять и роли с текстом, обычно в одну, две фразы. И одна из них, Света Варгузова, последовательно сыграв две почти безмолвные роли Дамы в «Летучей мыши» и Девушки в «Веселой вдове», получила роль Тани, в спектакле «Цирк зажигает огни». Эта работа юной артистки, увы, не дала ей возможность проявить хотя бы свои редкие вокальные данные, но зато вызвала заметную настороженность женской части труппы и более чем благожелательное внимание мужской ее части...

Подлинное рождение будущей примадонны оперетты состоялось через три месяца, когда на репетиции нового спектакля «Конкурс красоты» на сцену с лестницы спустилась ослепительная Варгузова и мужской хор умильно пропел: «Вот Света, лучшая девушка университета!»...
В пьесе, написанной Николаем Доризо со стерильных идеологических позиций того времени, красавица Света Чернова, легкомысленная и довольная аморальная комсомолка, противопоставлялась высоко идейной Гале, упорно грызущей гранит науки. В своем выходном номере Света —Варгузова так откровенно и формулирует свое кредо: «Сильнее всех дипломов — красота! Вот высшее мое образование!».
Но героиня, простодушно и искренне произносившая эти «еретические» по тем временам слова, была так обаятельна, изящна и уверена в своей правоте, что зрители были готовы простить ей все «идейные заблуждения»...
На репетиции с участием новой опереточной героини приходили посмотреть свободные в спектакле артисты. Варгузова заметно понравилась не только композитору Александру Павловичу Долуханяну, но и строгому режиссеру Георгию Павловичу Ансимову, который назначил ее и на сдачу спектакля и на премьеру, несмотря на то, что вначале роль эта предназначалась другой артистке, отличной «субретке» и... жене автора пьесы Вере Вольской!

Премьера «Конкурса красоты», состоявшаяся летом 1967 года, имела большой успех. В этом спектакле вновь блеснула своим мастерством и неотразимым шармом исполнительница роли Гали Татьяна Шмыга. Но рядом с ней достойно предстала перед московской публикой юная Светлана Варгузова. Она великолепно пела, прекрасно танцевала, была органична и обаятельна. Все эти качества молодой артистки были тотчас замечены московскими театралами. И что уже совсем неожиданно — успешный дебют нисколько не изменил поведения Светланы в коллективе. Она оставалась скромным, милым, пунктуально дисциплинированным человеком.

В августе того же года в творческой жизни Светланы произошло еще два заметных события. Она впервые сыграла роль в амплуа, на которое ее, собственно, и взяли в труппу — «субретки» Лизы в кальмановской «Марице». Затем в тот же «Конкурс красоты» Ансимов ввел ее на роль безупречно положительной — Гали! Так Варгузова стала дублировать Шмыгу и играть попеременно обе роли-антипода — то Свету, то Галю. В роли Светы она покоряла красотой, броскостью и шармом, а в партии Гали была поначалу серенькой мышкой, заурядной студенточкой, но потом разворачивалась во всем своем побеждающем обаянии.

Эту же широту своего творческого диапазона С. Варгузова продемонстрировала затем много, много раз, сыграв в телепередаче озорную остроумную портовую девчонку Пепиту-дьяболо из «Вольного ветра» Дунаевского, а затем в спектакле В. Курочкина — гордую и сильную героиню Стеллу. В «Летучей мыши» она долго играла лукавую и нагловатую Адель, а потом вышла женственной и наивной в роли Розалинды. И везде блестяще пела... Как и когда впервые проявились блестящие вокальные данные Варгузовой?

Пусть Светлана расскажет об этом сама.

Светлана Варгузова:
— Любовь к пению - у нас семейная. Хорошо пела мама, у папы был обаятельный лирический баритон, и хотя мои родители — не профессиональные артисты, но они были очень жизнерадостными людьми и искренне любили музыку - романсы, русские народные песни. И эта их привязанность к музыке передалась мне — пела я с детского сада, потом — в пионерских хорах, а в результате поступила на вокальное отделение Музыкального училища им. Гнесиных, откуда, уступив настойчивым уговорам коллег и преподавателей, перебралась на отделение музыкальной комедии.
Я люблю сцену - волнуюсь перед каждым выходом, жить не могу без этих ни с чем не сравнимых ощущений - знать, что тебя ждут публика, зал. Сцена дает мне молодость. Жаль, что сегодня театр уже другой. Настали иные времена, а раньше был престиж профессии, слово «артистка» звучало гордо.
Но если бы сейчас передо мной встал выбор - поступать в театр или куда-либо еще, то вряд ли бы я выбрала театр. А тогда, в начале, я с первых своих шагов на сцене ощущала поддержку коллег и зрителей. Сейчас же, чтобы получить роль, необходимо иметь недюжинную пробивную силу. И к своей цели молодым артистам приходится идти самыми разными путями, как правило, малопочетными - от интриг до высокомерной спонсорской милости. Мне это и не по душе и не по праву. Поэтому я была так рада, когда моя дочь стала, как и ее отец, юристом. Анастасия - очень музыкальная девочка, хорошо поет, танцует, играет на фортепиано. Но она сказала: «Такого голоса, как у тебя, у меня нет, а просто так петь я не хочу».
Мне кажется, что сейчас творчество куда-то ушло со сцены. Нет этой одержимой работы над ролью, как это бывало раньше, нет единства стиля, задаваемого режиссером. Мой характер, требующий от меня идеальной творческой дисциплины, не выносит анархии и произвола.

***

Несколько лет назад в Московском театре оперетты был поставлен спектакль по мотивам оперетт Жака Оффенбаха «Примадонна». В центре — судьба Катрин Жанны Гортензии Шнейдер – Ортанс Шнейдер, как называл ее «весь Париж». Шнейдер — Варгузова предстала перед зрителями во всем блеске таланта и славы. Наверное, первая актриса Парижской оперетты была именно такой — обольстительной примадонной, ярчайшей звездой оффенбаховского театра, некоронованной королевой Франции. Светлана Варгузова необычайно убедительна в этой роли — кажется, что это она сама, встретив в Париже актера Пьера Бертелье и закрутив с ним роман, предстала когда-то перед самим Оффенбахом. И маэстро по достоинству оценил этот несформировавшийся, не обогащенный сценическим опытом артистизм, обаяние тонкого комедийного дара, светившегося в каждой интонации, соединившись с поставленным от природы бархатным сопрано широкого диапазона, привели композитора в восторг. Он сразу предложил ей место в своем театре. Она могла позволить себе все, что хотела, ей все сходило с рук, А в московском спектакле казалось, что не Варгузова, а сама Шнейдер остановилась в своем экипаже, запряженном четверкой лошадей, возле ворот, проезжать через которые имели право лишь коронованные особы. «Великая герцогиня Герольштейнская!» — провозгласил караульный офицер, и ворота раскрылись.

...Прекрасная Елена. Красивейшая, совершеннейшая дочь Лебедя и Леды, наивная, соблазнительная, жертва прихоти Афродиты, кротко покоряющаяся судьбе: «Мы все невинны от рожденья... но просто нехотя грешим».
...Деревенская красавица Булотта — живая, остроумная, энергичная и простая — сама природа. В ней нет светской красоты, позерства. Она наивно выслушивает легенды Синей Бороды, восхищаясь им. Однако, как выясняется, если нужно, она может быть бойкой, дерзкой, способной самостоятельно разрешить ситуацию, причем непременно в свою пользу...
...Эвридика — ворчливая, занудливая супруга, которой до смерти надоел муж: недовольная гримаса, пренебрежительный взгляд, сварливые интонации в голосе. Но на крыльце домика пастуха Аристеуса она совсем другая — томная, влюбленная, несчастная от неразделенного чувства. В финале перед зрителями вакханка из свиты Диониса — ослепительно красивая, страстная, веселая соблазнительница.
...Перикола — полная противоположность всем предыдущим страстным роковым красавицам, добрая, немного ироничная по отношению к самой себе, нежная, преданная, сердечная...

Может быть, Светлана Варгузова на сцене — это сегодняшнее воплощение парижской звезды? Ведь многое из того, что написано о Шнейдер тогда, в XIX веке, сейчас, в веке XX, может быть адресовано актрисе Варгузовой: «Она обладала царственной красотой. Синие глаза с величественно милым выражением: ее взгляд называли магнетическим, — пышные золотые волосы, тонкий профиль, мраморные шея и плечи, великолепная фигура, победительная царственная женственность. Актерский талант ее был блестящим. Она легко перевоплощалась из пастушки в спартанскую царицу, из герцогини в уличную певицу... Никогда, несмотря на разрезы платья, ни на декольте, ни на пикантные фразы, ее не обвиняли в бесстыдстве. Артистка всегда была весела, непринужденна, поддразнивала зрителя, но не переходила грани непристойного. Она объединяла в себе мастерство драматической комедийной актрисы с "виртуозной техникой вокальной интерпретации..." Она поет с большим вкусом, произносит текст с шутливостью и тонкой улыбкой; она очаровательна как ангел... Она производит впечатление на публику, показав себя мастером не только в буффонаде и пародии, но и как драматическая певица исключительной экспрессии». Не это ли образный портрет Светланы Варгузовой?

(Журнал «Музыкальная жизнь» №2/2005)


На главную страницу
Выбрать другую статью



Hosted by uCoz