Московский театр оперетты открыл свой 72-й сезон. У этого театра особые отношения со зрителем. Он дарит веселье, озорство, красивую музыку, а зритель отвечает на это большой любовью к артистам. Одна из любимых - народная артистка России Светлана Варгузова.
- Светлана Павловна, Ваш личный 31-й сезон - почти половина жизни театра. Как складывалась Ваша судьба в оперетте?
- Начало было вполне обыкновенным. После окончания Гневинского училища пришла в театр и лет десять играла современниц, пела о любви девушек к прекрасным юношам. Судьба, в смысле успеха, начала складываться, когда мне дали возможность петь классику. Музыка Кальмана, Легара, Штрауса. Сильва, Марица, Розалинда, Главари. Обаятельнейшие музыкальные образы, изысканные мелодии, 60 интереснейших ролей.
- Ваша игра всегда вдохновенна. Значит ли это, что все героини одинаково любимы?
- У каждой - своя привлекательность. Но я люблю играть сильные характеры, красивых, настоящих женщин, обязательно с некой изюминкой. Среди всех ролей есть любимейшая - прекрасная Галатея, образ ожившей скульптуры...
- В театре как легенду раасказывают об эпизоде, когда Вам пришлось 40 минут стоять посреди сцены "статуей", спиной к зрителю, не шелохнувшись... И вдруг "ожили". повернулись лицом к залу и запели...
- Пока репетировали спектакль, я знала, что "статуей" предстоит быть мне. Но момент этот пропускали, как сам собой разумеющийся, шли по действию дальше. Художник нашел такое сценическое решение спектакля, что постамент оказался в самом центре сцены. На премьере я возвышалась на нем в величественной позе. Выстояла действительно не шелохнувшись. А когда повернулась к зрителю и запела, в театре произошло незабываемое - овации, слезы, снова овации.
- И что, в последующих спектаклях всякий раз выстаивали 40 минут не шелохнувшись?
- Нет, действие подсократили, постамент сдвинули немножко в сторону, освещение установили так, что можно было чувствовать себя спокойнее. Но все равно Галатея всегда проходила с шумным успехом. Посмотреть спектакль дирекция пригласила Бориса Александровича Покровского. Он поздравил меня и сказал: "Ваш стиль и Ваше сопрано для греческое героини. Берегите форму". Такая похвала - на всю жизнь. Артисту, наверное, больше, чем кому-либо, нужно доброе слово.
- Недобрые слова Вам когда-нибудь говорили?
- Бог миловал. Конечно, бывали замечания, пожелания что-то сделать лучше, советы. Все дело в том, как воспринимать их. Многие актеры, особенно в последнее время, стараются убедить себя и других в том, что нелестные слова их не трогают. Обычная реакция на прессу: "Эти не ведают, какую дурь несут..." Всякое бывает, бывает, что и "не ведают", но меня все сказанное трогает. Конечно, иногда больно, что-то кажется несправедливым, но я всегда старалась из неприятного "высечь истину", полезную для себя, для своего творчества. Это уже школа творчества и поведения, воспитанная в нас великолепным человеком, перкрасным режиссером Георгием Павловичем Ансимовым.
- Как удается Вам выполнять наказ Покровского "беречь форму"?
- Не просто. Беречь форму для меня - значит работать. То, что я занята в половине репертуара предстоящего сезона, говорит само за себя. Не позволяю себе расслабляться, не пропускаю без причины репетиций, спектаклей, много концертирую. Активное творческое состояние и есть то, что называется быть в форме.
- Но Вы и как женщина в отличной форме - энергичны, стройны, хорошо выглядите без грима и макияжа. Красавица. Как это удается?
- Не знаю. Наверное, Бог так устроил меня.
Не умею петь без вдохновения, а наверное, вдохновение и дает молодость. Какой грим, какой макияж могут сравниться с вдохновением! Оно делает женщину живой и прекрасной.
- Мужчины - партнеры по сцене стимулируют энергию и вдохновение?
- Мне повезло, моими партнерами были любимые в народе, талантливые артисты. Последние двадцать лет мы работаем с Юрием Петровичем Веденеевым. Народный артист, певец Большого театра, интеллигентный, добрый человек, в общении легкий, в работе - интересный - можно ли не вдохновляться?
- Как чувствуют себя в театре молодые актеры?
- Предстоит премьера "Холопки", главную партию в ней исполняет молодая актриса Елена Зайцева, она же занята в новой аранжировке "Веселой вдовы". Хорошо приживается в коллективе Лена Сошникова. У обеих есть голос, они прекрасно держаться на сцене - у них есть все, что надо для опереточной актрисы. Но, к сожалению, пока нет школы. В театре давно нет главного режиссера. Режиссеры-постановщики отвечают каждый за свой спектакль, а творческий рост актера должен направлять Мастер, который видит дарование в разных амплуа.
В этом сезоне мы отмечаем 70-летний юбилей театра. После него обветшавшее здание нашего любимого публикой театра поставят на капитальную реконструкцию. Но мы не расстаемся со зрителями - будем каждый вечер ждать их на улице Москвина, на сцене филиала МХАТа.
("Российская газета" 20 августа 1998 года)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|