Сегодня имя Светланы Варгузовой известно всем любителям "легкого жанра". Спектакли Московского театра оперетты, записи на радио и телевидении, пластинки, в числе которых диск, вышедший в серии "Мастера театра оперетты" - все это представляет актрису достаточно емко. Светлану Павловну Варгузову называют примадонной Московского государственного академического театра оперетты, где она по сей день исполняет ведущие партии в классических опереттах. Анжель, Ганна, Розалинда, Пенелопа, Сильва, Марица, Галатея, Теодора... Легче перечислить те два-три спектакля, в которых Варгузова не занята, чем те, в которых она выходит на сцену.
Кто бы мог подумать, что эта очаровательная женщина уже дважды бабушка. Ее дочь Анастасия подарила Светлане Павловне двух замечательных внучек: Ксюшу и Марию. А со своим вторым мужем, заведующим кафедрой юридического института, примадонна счастлива вот уже более двадцати лет.
- В кругу друзей вы чувствуете себя звездой?
- Да нет. Звезда - это на сцене, на профессиональной тусовке, например. А среди друзей надо быть естественным, обычным человеком. Мои близкие друзья видят во мне в первую очередь человека.
- Говорят, человек - как фотография. Со временем в нем проявляется то, что было заложено в самом начале. Что такое было заложено в вас, что вы выбрали путь в искусстве?
- В первую очередь, наверное, какие-то природные данные. Потом, у меня мама хорошо пела в кругу семьи. У нее очень звонкий голос. У папы был очень хороший музыкальный слух и такой лирический баритон. Мои родители не были профессиональными артистами, но были очень жизнерадостными людьми и любили музыку: романсы, русские народные песни… Видимо, и мне что-то передалось.
- Родители поддержали ваш выбор?
- Во всяком случае не мешали. Это тоже хорошо. Пела я с детского сада, потом - в различных пионерских хорах; участвовала в смотрах художественной самодеятельности. Когда я закончила школу, поступила в 1963 году в музыкальное училище имени Гнесиных - сначала на вокальное отделение, а потом меня уговорили перейти на отделение музыкальной комедии. Мама была очень довольна, а папа заявил, что вообще-то это не профессия. Зато когда он первый раз увидел меня на профессиональной сцене, то сказал: "Ничего, молодец-молодец". Папа был всегда скуп на похвалы. Поэтому, я приняла это как одобрение.
- Вы помните свои первые шаги на профессиональной сцене?
- Было очень сильное волнение. Все происходило как в тумане. Руки, ноги тряслись. Зрителей вообще не видела. Ночью после спектакля заснуть было просто невозможно. Снова и снова я проигрывала все от начала до конца. В общем, как потом сказал один хороший режиссер: "Не волнуются одни идиоты, нормальные люди волнуются всегда". Но одно дело, когда волнение направлено на работу и дает сосредоточенность, вдохновение. И совсем другое, когда дрожат руки, ноги, - это уже признак непрофессионализма. Я и сейчас волнуюсь перед выходом на сцену.
- Вы разделяете мнение, что сцена - это наркотик?
- Наверное, да. Если артист достаточно долго работает на сцене, если он почувствовал ее вкус, если при этом он еще понравился публике, то наверняка без этого уже жить невозможно.
- Искусство требует жертв. На какие жертвы пришлось пойти вам ради искусства?
- Многим пришлось пожертвовать. Но, к счастью, обошлось без трагедий. Думаю, что-то упустила, что-то не досмотрела в собственной семье. Когда дочь была маленькой, постоянно жаловалась: "Мама, в праздники все мамы и папы дома, а ты всегда уезжаешь". Артистам ведь приходится работать именно когда праздники, а в будни дома сидеть. (Смеется.) Правда сейчас дочка уже привыкла.
- Она пошла по вашим стопам?
- Нет, она, как и ее отец, стала юристом. Хотя она у меня очень музыкальная девочка, хорошо поет, играет на фортепиано, отлично танцует. Но она сказала: такого голоса, как у тебя, у меня нет, а просто так петь я не хочу… Но если бы у меня было достаточно времени и я настояла, то ее судьба, возможно, сложилась бы по-другому.
- Как, по-вашему, деньги достаточный повод для того, чтобы сменить профессию?
- Мне уже теперь поздно что-либо менять. Однако если бы сейчас передо мной встал выбор: поступать в театр или куда-либо еще, - то вряд ли я выбрала бы театр. Сейчас главенствуют деньги, бизнес. А раньше деньги были не главным в жизни. Раньше ценились почет, уважение, и "артистка" - это звучало гордо. А сейчас что? Подумаешь, артист, ездит себе на гастроли… Я сейчас не смогла бы этим заниматься - не смогла бы начать. Раньше талантливых ребят поддерживали, помогали и направляли: девочка, у тебя хороший голос, иди и пой… Когда я пришла в театр, увидели, что способная и давали роли. А сейчас, чтобы получить роль, нужно иметь недюжинную пробивную силу. Причем, разными путями приходится идти к цели. Начиная от денег и заканчивая… спонсорами. Сейчас, со своим характером, я бы не смогла.
- Кем бы вы стали, если не артисткой?
- По окончании школы я с подружкой за компанию чуть не поступила в медицинский институт. Так что, наверное, пошла бы в медицину. Но мой педагог по музыке сказал: "Ни в коем случае! Быстро поступай в музыкальный институт". Мне, видимо, везло на хороших людей, которые помогали и помогают мне по жизни.
- Что вы думаете о театре сегодня?
- Он очень изменился. Сейчас больше таких актеров, которым, если не заплатишь или нет поблизости человека, от которого что-то зависит, то он и не напрягается: отработал и ладно. Такое часто приходится наблюдать. Еще жаль, что в театре нет профессионального роста для молодых. И мне их очень жаль. Посмотришь на них: бесхозные они какие-то…
Мне кажется, что сейчас творчество ушло. Нет смакования работы над ролью, как это бывало раньше. Сейчас царит своеобразный плюрализм. Раньше в постановках присутствовал какой-то определенный творческий сценарий. Если режиссер говорит, то надо сделать именно так. Безусловно, сам артист тоже может вносить свои коррективы, но стиль должен быть единым. А сейчас очень много разношерстных спектаклей, своего рода творческий винегрет. Многие несут отсебятину и перевирают классиков. Быть может, я просто очень дисциплинированная артистка. Хотя, на мой взгляд, творческая дисциплина всегда важна. Думаю в этом проблема театра.
- Что вам помогает держать себя в форме?
- Никакого секрета у меня нет. Делаю все, что мне нравится. К сожалению, порой катастрофически не высыпаюсь. Особенно во время гастролей. Поэтому главное - чтобы было здоровье. Актерская профессия возможна при условии хорошего здоровья. Вообще, сцена дает молодость. Мои подруги, с которыми я пела еще в хоре Дунаевского, все время восхищаются, говорят: "Света, как хорошо, что ты у нас есть! Мы смотрим на тебя и удивляемся - какая ты у нас молодая. Вот ни за что не подумаешь, что ты наша ровесница!" Если бы я не работала, то, возможно, давно превратилась бы в старушку. А тут есть стимул поддерживать форму. Ведь, если выходишь на сцену, приходится соответствовать, хотя бы ради собственного уважения…
(Интернет-газета "Все каналы ТВ" 16 апреля 2002 года)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|