Московский театр оперетты решил дать новую жизнь старой традиции — бенефис. Чуть больше года назад в театре возникла идея — как написали бы раньше — широко отметить творческий юбилей народной артистки России Светланы Варгузовой. Идея понравилась.
Актриса театра Инара Гулиева написала на музыку Ж. Оффенбаха своеобразную пьесу «Примадонна». Речь в ней идет не о Светлане Варгузовой, хотя ей очень подходит этот титул, а о Гортензии Шнайдер. Эта прима театра Жака Оффенбаха была великолепной актрисой, но обладала совершенно невероятным, непредсказуемым характером. Она уходила от маэстро всякий раз, когда какой-либо из ее капризов не был исполнен, но каждый раз возвращалась, ибо ничего дороже театра для нее не было.
Гортензия Шнайдер — Светлана Варгузова. Примадонна играет примадонну. Себя ли? Конечно, сейчас, более чем через сто лет, сложно судить о том, какова была Гортензия Шнайдер. Ее жизнь окутана многочисленными легендами, и никто не может сказать уверенно, что было правдой, а что — выдумкой. Роль Гортензии идеальна для сложения общего мнения об актрисе Светлане Варгузовой. Образ героини, воспроизведенный на сцене столь легко и естественно, сливается с личностью исполнительницы, и околотеатральные люди переносят в народ многочисленные рассказы о примадонне.
В том, что в историю Московской оперетты вошло имя Светланы Варгузовой, отчасти повинен господин случай. Молодая девушка, недавно окончившая школу, приходит сдавать вступительные экзамены на вокальное отделение Гнесинского училища. Музыкальная семья, хотя музыкантов-профессионалов в ней и не было, детский хор, ансамбль Дунаевского... Казалось бы, логическая цепочка требует следующего звена: вокал. Но после первого тура педагоги предлагают перейти на недавно открывшееся отделение музыкальной комедии. Внешность, пластика, несомненное актерское дарование, гибкий голос — красивого тембра сопрано — просто находка для оперетты. Выбор был сделан.
Уже первая роль, сыгранная на сцене московского театра, принесла успех. Молодая актриса была принята в Оперетту. О ней заговорили критики, у поклонников появился новый кандидат в кумиры.
«Конкурс красоты» А. Долуханяна. В вихре танца, улыбок, кокетства представала перед зрителями юная Света Чернова, прекрасно знающая цену своему личику и фигурке, уверенная в том, что именно они принесут ей все необходимое:
«Сильнее всех дипломов — красота.
Вот высшее мое образованье!»
К счастью, режиссер не поспешил поставить штампа на актрисе, дав ей в этом же спектакле сыграть роль совершенно противоположную. Здесь проявились незаурядные драматические способности исполнительницы. Вместо надменной и холодной красоты появилась красота, идущая из души. Она не была яркой. Нежность, доброта, очарование, которое не подчиняет, а притягивает. Такова была ее Галя. Два разных характера, два непохожих исполнения.
Для актера чрезвычайно важна роль, приносящая первое признание, но не менее важно не замкнуться на этой роли, выйти за рамки одного узкого амплуа. У Светланы Варгузовой счастливая актерская судьба. В начале своей работы в театре она играет в спектаклях так называемого советского репертуара.
Первая встреча с ролью классической опереточной героини происходит у актрисы в спектакле «Сенсация в Лондоне» Г.Кавана. А после кальмановской «Фиалки Монмартра» классика получает постоянное место в репертуаре солистки. После «Фиалки Монмартра» последовали одна за другой любимые роли в опереттах Штрауса, Зуппе, Легара, Оффенбаха... Героини этих произведений создали новую звезду сцены.
Есть в математике такое понятие: «необходимо и достаточно». Оно как нельзя кстати подходит к театру. Получать хорошие роли необходимо, но не достаточно. На сцену артист выходит не один, и успех зависит не только от него. И в этом судьба не обошла артистку, подарив возможность работать с большими мастерами. Г.Ансимов, М.Ростропович, М.Рапопорт... Этот список можно продолжать и продолжать. Ну, а дуэт С.Варгузова - Ю.Веденеев, наверное, относится к разряду идеальных. Они подходят друг другу во всем: голоса, мастерство, характеры, внешность... Спектакль с их участием всегда отличается каким-то особым изяществом, интеллигентностью, профессионализмом. В оперетте нельзя быть немножко артистом, немножко танцором, немножко певцом. Очень уж короток путь от мастера к подмастерью, от тонкой импровизации к грубой отсебятине, и если к этому относиться легкомысленно, то не поможет ни красивое оформление, ни Штраус или Легар. Поэтому и важен серьезный подход к такому «несерьезному жанру». Быть может, когда-нибудь Светлана Павловна попробует себя в педагогике, этот талант среди других имеется в ее арсенале. Думается, студентам будет чему поучиться у преподавателя, обладающего таким огромным опытом.
Но это пока лишь мысли. Главным же событием на данном этапе стала работа над спектаклем «Примадонна». Его можно назвать спектаклем дебютов. Впервые Светлана Варгузова выступала в роли бенефициантки, а Инара Гупиева — самостоятельного драматурга. Впервые работал в театре художник Владимир Арефьев, выпускал спектакль в Московской оперетте в качестве режиссера-постановщика Давид Плоткин, а музыкального руководителя — Петр Горбунов. Да и сам Жак Оффенбах стал дебютантом, ведь он никогда не создавал такого произведения, однако зритель не обманут, все до единой ноты написаны маэстро.
Но, наверное, только в актерском мастерстве, в виртуозном владении голосом, умении зажечь публику своей игрой и заключается сходство исполнительницы с ее героиней. Вся «звездность» актрисы остается на сцене. Обаятельная, внимательная к собеседнику, она не изображает неприступную диву, а, напротив, легко располагает к себе окружающих. Каковы же слагаемые составляющие жизнь артистки? Это работа — спектакли, концерты, репетиции, уроки — талант талантом, но если его не развивать, то он быстро иссякнет, это люди, работающие рядом, это семья, дочь, друзья, поддерживающие ее в неудачах и искренне радующиеся успехам.
В разговоре Светлана Павловна призналась, что очень хотела бы поработать с режиссером-фантазером, человеком, способным увлечься идеей, придумать что-то невероятное, непохожее. Верится, что эта встреча обязательно состоится и представит в новой роли талантливую солистку Московской оперетты Светлану Варгузову.
(Автор А.Туева)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|