Она была студенткой училища имени Гнесиных, когда получила приглашение в Московский театр Оперетты. Годы работы на сцене единственного в ее жизни театра принесли известность, любовь и признание публики. Вспоминая народную артистку России Светлану Варгузову в ее лучших ролях, меньше всего хочется называть эту певицу примадонной. Она всегда была неотделима от спектакля, от музыки, от партнеров. И все-таки - примадонна. Возможно ли представить без Варгузовой "Фиалку Монмартра" и "Девичий переполох", "Летучую мышь" и "Пенелопу", "Графа Люксембург" и "Прекрасную Галатею", "Герцогиню Герольштейнскую" и "Принцессу цирка" - постановки, которые составляют гордость репертуара Московской оперетты.
- Светлана Павловна! А сами Вы ощущаете себя примадонной? Ведь именно так называется новая премьера - бенефис, которым театр отмечает Ваш творческий юбилей?
- Между прочим, спектакль не обо мне, а об актрисе оффенбаховского театра Гортензии Шнайдер. Именно она - примадонна. что касается меня, в жизни я человек абсолютно не властный и спокойный. Играть примадонну в повседневной жизни мне малоинтересно. К тому же в наших условиях это невозможно. Да и некогда - работать надо. На сцене же - не стану скрывать - я хочу быть царицей и действительно ощущаю себя таковой. Но это пришло далеко не сразу.
- Итак, бенефис. Довольны ли Вы им?
- Довольно, что получился спектакль. Идея его создания принадлежит актрисе нашего театра Инаре Гулиевой. Приближалась моя юбилейная дата, заставляя задумываться, как ее отметить - творчески, конечно. Просто концерт - неинтересно (у нас уже был опыт подобного театрализованного концерта - "Мы начинаем в 22", сценарий которого написала та же И.Гулиева). Но мне хотелось сделать спектакль, который бы долго держался в репертуаре.
- А художественный совет, дирекция разве не были озабочены поиском материала для бенефиса?
- Были предложения со стороны. Например, композитор Виктор Семенов и поэт Юлий Ким показали свое сочинение "Театр мадемуазель Клерон", героиня которого - известная французская актриса - переносится волей авторов в кресло премьер-министра. Клялись, что пьеса нигде не идет, но вдруг я вижу ее по телевизору в исполнении вильнюсской труппы. Делать дубль, да еще не очень хорошего материала - зачем? И тут возникает счастливая мысль написать пьесу о примадонне театра Оффенбаха Гортензии Шнайдер и использовать музыкальный материал "Орфея в аду", "Прекрасной Елены", "Синей бороды", "Герцогини Герольштейнской", "Периколы", "Сказок Гоффмана". Удачным, на мой взгляд, оказалось сотрудничество с балетмейстером Давидом Плоткиным - постановщиком спектакля. Дирижировать театр специально пригласил Петра Горбунова, долгие годы работавшего музыкальным руководителем Свердловской музкомедии.
- Неизгладимое впечатление производят обилие и роскошь Ваших нарядов в "Примадонне", которые Вы успеваете поменять шесть раз.
- Это целиком заслуга художника Владимира Арефьева. А я поначалу капризничала: на эскизах костюмы показались мне громоздкими. Но художник был довольно жестким и настоял на своем. И, по-моему, оказался прав.
- Восхождение Гортензии Шнайдер на вершину театрального Олимпа было стремительным. Нечто подобное случилось ведь и в Вашей судьбе?
- Возможно (улыбается), но не мне судить об этом. Пела с детства. поступила в Гнесинку, сдавала экзамен на вокальное отделение, и вдруг - предложение идти на курс музыкальной комедии, который набирал замечательный человек, главный режиссер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лев Дмитриевич Михайлов. Он стал моим первым театральным учителем, чем я до сих пор горжусь. Я вела себя очень скромно, и Лев Дмитриевич поначалу называл меня "гимназисткой".
А в Театр оперетты мы ходили прослушиваться всей группой, будучи уже четверокурсниками. Взяли меня и Виталия Мишле. Это был конец 1967 года. Георгий Павлович Ансимов готовил тогда новую оперетту "Конкурс красоты" А.Долуханяна - шли оркестровые репетиции. И вот он меня спрашивает: "Сможешь к завтрашенму утру выучить и показать такой-то дуэт?" - "Да, смогу". Партнером моим был Николай Коршилов. Мы показали, после чего я получила одну из главных ролей и - на премьеру!
- Среди многочисленных работ в театре, наверное, есть особенно дорогие?
- Несколько. Но, прежде всего, один из моих первых спектаклей - "Фиалка монмартра", которая была поставлена Г.Ансимовым с молодежью в оригинальной авторской редакции Кальмана. Я, Олег Долголетов, Виталий Мишле и Лева Лещенко играли историю Виолетты, Рауля, Марселя и Анри как автобиографический этюд. Мы были молоды. Мечтали. любили, творили, делились гонорарами. И спектакль был живым, а успех - настоящим. Две другие любимые роли - в "Пенелопе" А.Журбина (режиссер Юрий Петров) и "Галатее" Ф.Зуппе (режиссер Михаил Рапопорт) - появились гораздо позже. Обе оперетты делались на конкретных исполнителей, поэтому вводы других актеров часто изменяли спектакли до неузнаваемости.
- Вы любите своих партнеров по сцене?
- Для меня партнеры имеют определяющее значение. Помню, какое счастье я испытывала, что участвую в одних спектаклях с "последними из могикан" старой оперетты - никогда, например, не забуду, как после моего первого выхода в спектакле "Цирк зажигает огни" получила поздравления от известнейшего комика Василия Алчевского. В "Марице" моим партнером был всеобщий любимец Владимир Шишкин. Но есть человек, с которым связаны все мои основные роли, - замечательный певец и артист Юрий Веденеев.
- Многие музыкальные критики и профессиональные вокалисты часто высказывают удивление: почему, имея настоящий оперный голос, Вы ни разу не изменили оперетте?
- Я не корю себя за эту верность. Хотя, повторяю, выбор в свое время был сделан не мной, а педагогами, которые выдели во мне склонность именно к опереточному жанру. В этом я нашла мое счастье. Теперь, когда пройден немалый творческий путь (много концертировала, имела возможность сравнивать, даже изменить что-то в жизни), могу признаться: мне кажется, я бы скучала в опере. Тем не менее, моими кумирами по-прежнему остаются Тамара Милашкина, Бэла Руденко и Елена Образцова.
- Вас часто можно услышать на концертной эстраде. Что Вы включаете в репертуар кроме оперетты, каких композиторов любите?
- Чайковского, Рахманинова. Исполняю их романсы и чувствую, как отдыхает голос после Кальмана, который, кстати, очень неудобен вокально, трудоемок и по тесситуре и дыханию.
- Вопрос не из приятных. В последние годы Театр оперетты, получивший новое название "Московская оперетта", работает практически без режиссуры. Новые постановки осуществляются силами актеров или приглашенных режиссеров. Как Вы, актриса, к этому отновитесь?
- Конечно, такая ситуация не может не отражаться на артистах, а следовательно, на спектаклях и на театре в целом. Когда я начинала, все было по-другому. В театр пришел Ансимов и "растормошил" его творчески. Он умел растить актеров, ведь закончить учебное заведение - еще не значит стать в одночасье профессионалом, тем более в таком сложном, синтетическом организме, как музыкальный театр. Пожалуй, никто так и не сумел заменить этого режиссера, учителя и театрального хозяина.
- А Георгий Павлович "на актеров" ставил?
- Никогда. Он ставил спектакль. Отбор был очень жесткий. Всегда назначалось по два-три (и больше) исполнителей. Репетировали на равных, и никто не знал, кому достанется премьера. И вот сейчас, когда есть опыт, мастерство и силы, так хочется работать, чувствуешь, что можешь многое сделать, - но не с кем. Оперетта, мюзикл, музыкальная комедия - жанры, которым нужны умные артисты, а не "выступальщики". В театре же такая ситуация, что все "варятся в собственном соку". Молодежью заниматься некому. Набрали в труппу большое пополнение и забыли про них. Пропадают таланты таких певиц, как, например, Лена Сошникова или Жанна Жердер.
- Но ведь они заняты в репертуаре...
- Этого мало. По существу, идет поверхностная эксплуатация одних и тех же данных. Многие из молодых имеют престижное образование, хорошие голоса - но не растут, мало работают. Профессией необходимо заниматься каждый день: с режиссером, балетмейстером, дирижером. Можно, конечно, и "на вводах" всю жизнь беспроблемно просуществовать. Надел чужую шляпу, взял чужой веер, выучил чужие мизансцены - и вперед! В партере слышно? Значит, все нормально: публика хлопает, поклонники дарят цветы. Нет, публика не виновата. Мы сами приучили ее к "второсортному" искусству: мол, вот такой он, жанр оперетты, нравится - иди, не нравится - не надо. Да не такой он, этот жанр, не пустой и не фальшивый! Все дело в том, как сам артист к нему относится.
- Вы много гастролируете за рубежом - естественно, есть повод для сравнения двух театральных систем.
- Там больше профессионализма в организации театрального производства, и актер находится в крепких руках профессионалов: менеджера, дирижера, режиссера, гримеров, костюмеров... Для певца создается своеобразная защитная аура (в том числе, и материальная). И все-таки наши исполнители ( я имею в виду оперетту) профессионально выше - творческая палитра богаче. Причем это не только мое мнение.
- Вы ощущаете на себе трудности нынешней жизни в стране?
- Как все.
- В магазины ходите?
- Почти нет. Муж оберегает меня от очередей. Зато я неплохая хозяйка в доме. Мне помогает наш любимец - пудель Мишель. Дочь моя уже взрослая и живет со своей семьей.
- А в метро приходится ездить?
- Конечно. Но лучше на машине, особенно сейчас, когда транспорт ходит безобразно. Правда, сама машину не вожу - предпочитаю сидеть рядом с мужчиной, который за рулем.
- Как Вы реагируете на зависть?
- Я из тех людей, которые переживают внутри себя. Не умею выплескивать эмоции наружу, дома иногда тихонько плачу. Хотя говорят, если тебе завидуют, значит ты чего-то стоишь.
- Значит, примадонна "Московской оперетты" не ощущает себя полностью независимой и свободной?
- Если честно, я к этому и не стремлюсь. Мне не хватает тщеславия, мало пробивной силы. Видимо, из чувства самосохранения, у меня развита боязнь растратить себя на постороннее: уж лучше я на сцене "выплеснусь", чем в кабинетах.
- У Вас есть хобби?
- Театр. А когда отвлекаюсь от него, то просто лежу, бездельничаю, отдыхаю. Обожаю лес - но только, чтобы быть там одной. Люблю зеленый цвет, чтобы глаза отдыхали от яркого света сцены.
(Журнал "Музыкальная жизнь" 11/12''1993)
На главную страницу
Выбрать другую статью
|