26 июня 2001 года
БДТ им.Товстоногова (гастроли в Москве)
Режиссер Э.Нюганен
«Аркадия» - ну, оч-чень неоднозначная вещь!!! Пожалуй, у меня ТАКОЕ первый раз. А еще сугубо интеллектуальная. Буквально каждую фразу нужно догонять. Признаюсь, что лично я по первому разу догнала далеко не всё. Думаю, что, если будет возможность, обязательно посмотрю спектакль еще раз.
Поскольку ставил «Аркадию» «гаря-ачий э-эсто-онский па-а-арень», длится всё 4 часа с одним антрактом (поэтому и начало в 18 ч.). Основная сложность восприятия состоит в том, что актерская игра сводится к произнесению текста. Всё действие уходит в слова. Игры как таковой практически нет, но это отнюдь не значит, что нет режиссуры. Режиссура, на мой взгляд, очень мощная. Мизансцены продуманы до миллиметра. А текст очень сложный, пронизан такими нюансами, что его надо не только услышать, но и успеть понять.
Впечатления у меня такие же неоднозначные, как сама пьеса. После 1-го действия показалось, что это откровенная муть на уровне «бред сумасшедшего», умело замаскированная вывеской БДТ и парой-тройкой известных фамилий.
Действие происходит в двух временных интервалах: в 1809-1812 годах и в конце ХХ века. Но это становится понятным примерно через час. Сначала все идет нормально – Х1Х век, аристократическое английское семейство, девочка и ее учитель, потом другие персонажи. Одним словом, завязка сюжета. Затем сцена пустеет, и в эти же декорации (старинный дом) влетают люди в современной одежде. Начинают о чем-то говорить, что-то делать. От неожиданности ощущение такое, что они приблудились из другого спектакля. Судорожно начинаешь перестраиваться на другой ритм, пытаешься въехать, что к чему. В результате теряешь добрую половину текста. А текст, повторюсь в 35-й раз, едва ли не главное действующее лицо пьесы. Дальше – больше. Начинается большая сцена двух героев (М.Лаврова и А.Толубеев). Первые минут 15 вообще не понятно, о чем идет речь. То есть, примерно то же самое, как если бы они играли на иностранном языке. Потом постепенно, со скоростью одно слово в минуту, начинает прорисоваться суть их диалога. Воистину, «когда б вы знали, из какого сора...»! Пожалуй, эта сцена - самый критический момент спектакля. Если ее выдержать и не поддаться порыву покинуть зал (а порыв был мощный, и неоднократно), то дальше можно смотреть до конца. Некоторые не выдерживали и уходили. А кто-то даже так шарахнул дверью, что, я думаю, руководству БДТ мало не показалось. Вообще, хочу сказать, что в первом действии зал был ужасный – шумели, шуршали, разговаривали, звонили мобильники. Но «гвоздем программы» стал крик души с галерки (как раз в этой сцене с Лавровой и Толубеевым): «С балкона ничего не слышно!!!» Признаюсь, что «не слышно» было не только с балкона, но это еще не повод, чтобы орать на весь зал во время спектакля. По-моему, такие выходки - самая страшная оплеуха для артиста, похлеще тухлых помидоров. Бедная Маша! Она замерла с открытым ртом, но, к счастью, быстро сориентировалась. У нее еще фраза такая была подходящая, со словом «ужасно». Она начала ее повторять, но уже гораздо громче. Что-то типа того: «Это ужасно...» и т.д. и подняла глаза на балкон. Зал зааплодировал.
Действие так и происходит поочередно то в одном веке, то в другом. Постепенно к этому привыкаешь и начинаешь, наконец, въезжать в суть происходящего. События в обеих эпохах, естественно, взаимосвязаны. Но самое интересное, что персонажи и там, и там как бы запараллелены, причем не примитивно, типа, там мать и дочь – и тут мать и дочь. Параллели проведены гораздо сложнее, и об этом начинаешь догадываться почти в самом конце.
Второе действие идет уже поживее и поинтересней, провисает намного реже. В какой-то момент (развязка сюжета) эпохи переплетаются, на сцене одновременно появляются и те, и те персонажи, однако действие в разных эпохах все равно идет параллельно. Это и понятно, в принципе. Иначе быть не может.
Играли ВСЕ великолепно, с поставленными задачами справлялись на 100%. А, может, даже на 150%.
Очень понравилась Екатерина Гороховская, которая играла девочку Томасину. В программке написано, что она студентка Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, но я читала, что учится она вовсе не на актрису, а на театроведа. Играла она настолько убедительно, что ни за что не подумаешь, что на сцене непрофессионал. Одним словом, умница девочка! Добавить нечего.
Учителя Томасины играл актер додинского МДТ Петр Семак. Тоже исключительно классно.
У моей любимой Алисы Фрейндлих роль очень маленькая. Она играет мать Томасины. Появляется она на сцене ровно 4 раза минут на 5-7, по разу в каждой картине. Но, я думаю, не надо объяснять, что каждый ее выход – это отдельный спектакль. Надо знать Алису! Она отыгрывается каждое слово, каждый жест. В общем, работа класса «хай-энд».
Насчет Марии Лавровой частично беру свои слова обратно. Здесь, в отличие от «Перед заходом солнца», я прямо прониклась. Только вот голос у нее очень противный – а-ля Лавров в женской интерпретации. Правда, Лавров картавит, а она гнусавит. Яблочко от вишенки... Ха-ха. Ничего не поделаешь!
Толубеев играет этакого авантюриста от литературы, человека, жаждущего славы, обаятельного пошляка. Все вышеперечисленное ему удается с легкостью. Прекрасная работа.
Остальные 8 персонажей вполне соответствовали общему уровню игры. Придраться не к чему.
Наверное, на этом всё. Но это только малая толика того, что можно рассказать об этом необычном спектакле. Сюжет я не пересказывала специально, потому что он очень сложный и многоплановый. Если вдруг возникло желание хоть как-то приобщиться, советую почитать пьесу «Аркадия».
На главную страницу
Выбрать другой спектакль
Т.Стоппард "Аркадия". Текст пьесы
"Аркадия". Виртуальная программка
|